УДАРНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ  ИНСТРУМЕНТЫ

 

 

Весной 1969 года в Москве проходил очередной смотр музыкального народного творчества. На сцене Всесоюзного Дома композиторов звучали музыкальные инструменты народов Сибири и Дальнего Востока. Тут  был  и  бубен, которым вплоть до недавнего времени пользовались шаманы коряков — жителей Камчатки, и гэйнэчгине— дудочка, вернее, пищалка из гусиного пера, и тынгрын — удивительный однострунный инструмент,  резонатором для которого служит полость рта играющего, и многое,   многое другое. Заметим, кстати, что народная музыка   коренного   населения Дальнего    Востока    представляет особый   интерес для исследователей, потому что на протяжении многих столетий, а может быть тысячелетий, древняя культура этих народов    развивалась     изолированно. (Лишь в середине XVII века  русский землепроходец Семен Дежнев достиг морем Чукотки, а пересечь тундру и горные   хребты   Якутии долго никто не решался.)

Но вернемся к концерту народной музыки в Доме   композиторов.

Пожилая рыбачка из нивхского колхоза «Дружба» Екатерина Хыткук сыграла на собственных ладонях. Эта игра называется итызыдлерд. Ритмичные удары ладоней исполнительницы создали своеобразный узорчатый рисунок неповторимого очарования. Вотан — первый ударный инструмент! А не была ли первым инструментом палка, которой первобытный человек ударил о дерево, выгоняя пчел из дупла? Тогда он невольно сравнил звук пустого внутри дерева со звуком, который получался от удара камнем о камень. Конечно же, сравнение оказалось в пользу звонкого дерева. Затем в силу вступил отбор, породивший несметное множество ударных.

Возвратимся опять к временам Васко да Гамы. Двадцатью пятью годами раньше описанных нами событий умер Афанасий Никитин. Этот очень известный русский купец-путешественник «ехал по Волге, и побывал за Дербентским (Каспийским), Индийским (Красным) и Черным морями». В своей книге «Хождение за три моря» он довольно подробно рассказал о своем путешествии в Индию. Путешественник оставил нам описание индийских придворных оркестров. «У каждого даже маленького князя в свите, кроме охраны, десять трубников и десять нагарников (ударный инструмент), да десять свирельников (флейтистов), а у султана всех по сто будет». Значит, в Индии ударные инструменты уже официально входили в оркестры.

В это же самое время на Руси все без исключения ударные назывались бубнами, а игру на ударных называли «бряцанием» или «ударянием».

Судить о том, какие именно ударные инструменты были у русских в древности, очень трудно. Были и такие «бубны» в русском войске, которые возили на четырех лошадях, а играло на них сразу восемь человек. Их называли еще «набатами». Били по ним кожаной плетью или «вощагой» — палкой с кожаным набалдашником. Слово же «нагара», упомянутое Афанасием Никитиным, или «накра», было известным. Это определение применялось в русском войске к парным бубнам, вернее литаврам, которые подвешивали в кавалерии впереди седла с обеих сторон.

Во времена Бориса Годунова уже были зафиксированы разные названия для ударных. В описании оружия царя Бориса в 1589 году встречаются «набаты, литавры, накры, трубы», обозначенные «рубничьей рухлядью». А литавры описаны более подробно: «Медный котел, на нем кровля телятинная».

Ударные не играли такой роли в русской музыке, как в африканской.

Они и сейчас не играют той роли, что в музыке народов Востока, где они создают ажурный, порой очень сложный   рисунок,   обрамляющий мелодию. Разве можно представить себе узбекскую   или   таджикскую музыку без ударных?  Русская  же музыка часто обходится без такого сопровождения. Однако в современном   русском   народном   оркестре ударных инструментов очень много. Они особенно хорошо используются в плясовых наигрышах. Невозможно себе представить русскую плясовую без ударных. Балалайки и баяна маловато без бубна, ложек и многих других  инструментов.  Настоящее веселье у русских связано с ударными еще с древности. В одной из русских хроник XVII века описано, как в 1671 году, во время женитьбы царя Алексея Михайловича на Наталье Нарышкиной, на свадьбе до утра «в сурны и трубы трубили, и в суренки играли, и по накрам и по литаврам били вовсю». К сожалению, других сведений не сохранилось   в   старинных грамотах и записях. Однако многое удалось узнать о народных ударных инструментах в более поздние времена. Да и жизнь не стоит на месте: народ постоянно ищет и находит   новые краски в своем  инструментарии.