Лук и струна

Как писал знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал, в Полинезии «отсутствовал боевой лук со стрелами. Не было тут и струнных инструментов, их заменяли барабаны, погремушки и духовые инструменты...» И еще: «Струнные музыкальные инструменты, всемирным центром которых были Азия и Индонезия, у полинезийцев отсутствуют, хотя музыку они любят.

Лук и стрелы как боевое оружие внезапно исчезают на границе Меланезии и Полинезии».

И действительно, предположение подтверждается. Как только речь заходит о струнных, будь то древние или примитивные современные музыкальные инструменты, сразу же их сравнивают с луком или ставят от него в прямую зависимость.

Нам неоднократно приходилось слышать, что мелодии бушменов (племя в Южной Африке) — самые интересные на всем африканском континенте. Бушмены не только поют их, но и играют на доступных им инструментах.

Вот как описывает инструмент бушменов «цг'анган» Виктор Элленбергер, путешественник, живущий в Африке: «Представьте себе небольшой лук, разрезанный посредине, оба конца его воткнуты в бамбуковую трубочку так, что образуются два неравных конца струны, производящие различные звуки...»

В самом деле, отпустите тетиву, и она запоёт. А если натянуть на лук несколько струн, — будет арфа.

Видимо, древний охотник заметил, что разные луки поют по-разному. Одни выше, другие ниже. Можно было сделать несколько луков разной величины и исполнять на них мелодию из трех-четырех звуков. Но тогда надо было закрепить их в порядке высоты, а то в двух руках их не удержать. И играть нечем — руки-то заняты! Может быть, проще струны натянуть на доске или деревянной раме? Причем, не две и не три, а, допустим, пять. Но тут лук, как таковой, уже отходит в сторону. А возникает музыкальный инструмент.

 

В этих маленьких очерках мы показали все три группы музыкальных инструментов — ударных, духовых, струнных. В дальнейшем изложении мы будем рассматривать эти группы подробно, исходя из принятой в музыкальной науке и практике классификации, а закончим книжку их объединением в единый музыкальный организм — оркестр.

Значительный упор при знакомстве со многими из бытующих русских народных инструментов будет сделан на практической возможности использования их з наши дни.

Книга адресована юным читателям, в той или иной степени знакомым с основами музыкальной грамоты. Но, надеемся, что чисто познавательная ее часть заинтересует многих, независимо от их музыкальной подготовки.