свирель

    Свирель. Вот мы и подошли к одной из наиболее распространенных у нас разновидностей семейства флейтовых. Нигде, пожалуй, не наблюдается такой путаницы и несогласованности в наименовании по существу одного и того же инструмента, как именно здесь. Положение усложняется еще тем, что нередко перемешиваются названия сходных инструментов родственных национальностей: русских, украинцев, белорусов. Вот эти названия: дудка, дуда, пыжатка, сопель, сиповка, пищаль, посвистель и, наконец, свирель. А суть у всех одна: открытая снизу трубка с пальцевыми отверстиями и свистящим приспособлением в верхней части.

Можно, правда, как-то разграничить эти разновидности и объяснить их наименования. Так, например, у дудки (от слов дуть, дудеть) открыты оба конца и звук образуется дутьем на края ствола, как при игре на кугиклах. У пыжатки уже вставлено свистковое приспособление в виде пыжа со щелью. Что касается сопели, сиповки, посвистели и пищали, то их названия говорят сами за себя (сопеть, сипеть, свистеть, пищать). В наше время все чаще подобный инструмент со вставленным в верхнюю его часть свистковым устройством называют свирелью.

Для корпуса свирели лучше всего подобрать уже готовую эбонитовую или металлическую трубку или изготовить ее из дерева, камыша, бамбука. Чем больше размеры трубки, тем ниже будет строй инструмента, и наоборот. Приводимые здесь ориентировочные размеры сняты с ре-мажорной свирели.

Самым ответственным моментом является изготовление звукоизвлекающего, свистящего устройства. Оно представляет собой пробку (пыж) со скошенной щелью, в которую вдувается воздух. На расстоянии, равном длине пыжа, в стволе свирели делается небольшой прямоугольный вырез,  также скошенный в сторону нижнего конца трубки. Острый край среза должен находиться напротив узкой части щели пыжа. Струя воздуха, врываясь при вдувании из щели, попадает на острый выступ и, разбиваясь о него, издает свист. Получается обыкновенный свисток. Этот свисток колеблет своим звуком столб воздуха в трубке, который при помощи отверстий на стволе исполнитель может то укорачивать, то снова удлинять.

 

Следующий ответственный этап работы — прорезывание или прожигание отверстий и их подстройка. Можно отчасти воспользоваться рисунком, где указаны места положения отверстий, и вспоследствии довести их до необходимого строя опытным путем, так как указанные на рисунке размеры приблизительны и не могут соответствовать многим непредвиденным особенностям той или иной модели (материал, его плотность и толщина и т. д.).

Подстройка инструмента осуществляется так. Если закрыть все отверстия, то при слабом вдувании должен получиться звук ре 1-й октавы; при более интенсивном, называемом передуванием, — ре 2-й октавы. Если любое из этих ре ниже (проверяем по хорошо настроенному баяну или фортепиано), следует укоротить трубку на 1—-2 мм. Если выше, то в нижнюю часть трубки вставляется кольцо из дерева, металла или картона толщиной 1—2 мм. Если звук, образованный закрытием отверстий, вообще далек от искомого, но вполне чисто интонирует какой-либо другой, рядом лежащий, например до или ми-бемоль, имеет смысл оставить данный инструмент в получившемся строе.

 

Народные мастера не знали точной разметки пальцевых отверстий и делали это весьма приблизительно. При исполнении они различными   способами, которые,   кстати, следует иметь ввиду   (сила дутья, неполное  закрывание отверстий), добивались   необходимой   чистоты строя. Изображенная на нашем рисунке свирель  сделана  народным умельцем, более  30  лет проработавшим в оркестре хора  им. Пятницкого,   Н. 3. Кудряшовым.   Он был вполне грамотным музыкантом и старался   изготовлять  свои инструменты в строго  определенных строях.   Но как неровны   (то маленькие, то большие,   то круглые, то овальные) пальцевые отверстия на его свирели! Есть даже несколько наглухо заделанных отверстий, просверленных, как потом  выяснилось, не в нужном месте. Все это — следы    подстройки    инструмента. Принцип ее состоит в том, что весь столб воздуха   делится отверстиями  на  участки,   соответствующие при колебании определенным звукам в гамме ре мажор: ми,  фа-диез, соль, ля, си, до-диез.  Увеличивая отверстие книзу, как бы вытягивая   его,   мы   понизим   звук; кверху — повысим.   Лишнюю часть отверстия можно залепить воском.Так, например, открытое нижнее отверстие должно дать вторую ступень гаммы ре мажор, ноту ми. Если это ми звучит ниже, слегка увеличиваем отверстие сверху и подклеиваем воск снизу. Второе открытое отверстие соответствует звуку фа-диез. Доводку до него производим аналогичным способом, вплоть до заделки отверстия деревянной    пробочкой    и   сверления нового. И так далее. Последнее отверстие просверливается на тыльной стороне инструмента и предназначается для большого пальца правой руки.

В конечном счете любой инструмент можно подстроить под любую последовательность тонов и полутонов. Для русской народной музыки наиболее типична обычная мажорная гамма, чаще всего с пониженной седьмой ступенью, что дает возможность пользоваться рядом родственных мажорных и минорных тональностей. При уменьшении любого пальцевого отверстия (уже подстроенного) наполовину звук получается на полтона ниже. Например, открывание на нашей свирели самого нижнего отверстия, соответствующего тону ми, наполовину даст уже не ми, а ми-бемоль.При этом неважно, какую половину отверстия прикрывать: верхнюю, нижнюю или одну из боковых, — звук в любом случае понизится на полтона. Это обстоятельство народные музыканты используют для получения на бесклапанных духовых инструментах хроматического звукоряда. Те, кому это делать в процессе игры пальцами затруднительно, могут пользоваться специальными резиновыми или металлическими колечками, постоянно надетыми на ствол свирели и передвигаемыми по ней от одного отверстия к другому в зависимости от надобности. На рисунке на стр. 30 показано положение колечка на первом отверстии ми, в результате чего будет звучать не ми, а ми-бемоль. Для такой перестройки необходимо время. Желательно и опробование инструмента. Но это хоть в какой-то степени обогащает его художественные возможности. Так, например, изменив в гамме ре мажор три ступени: фа-диез на фа, си на си-бемоль и до-диез на до, мы получим полную одноименную минорную гамму.Используя в дальнейшем трубки большего или меньшего размера, можно изготовить инструменты более низких или более высоких строев.В заключение упомянем о двойчатке — парной свирели. Это два не скрепленных между собой инструмента, каждый с четырьмя отверстиями: тремя на лицевой и одним на тыльной стороне. Свирели держутся при исполнении под небольшим углом друг к другу. Настраиваются так, что одна продолжает звукоряд другой.На обеих свирелях одновременно можно исполнять двухголосные мелодии.

 

Санкт-Петербург

Уроки на дому подробности: перейти по ссылке

http://tararushcki.ucoz.ru/index/svirel/0-77