Флейта Пана дожила до нашего времени. Ее отличает чистый и ясный звук. У разных народов она бытует под разными названиями. У молдован, например, это «най», в Литве — «екудучай». А совсем недавно был обнаружен русский инструмент типа флейты Пана — «кугиклы». О его существовании ученые знали и раньше, но он считался вышедшим из употребления. Фольклористы нашли его в затерявшемся в гуще Брянских лесов селе Дорожево. Живы еще и люди, которые знают, какой стебель куги (цевницы) нужно срезать на болоте, чтобы он заиграл. Отсюда, кстати, и название — «кугиклы».

                                   кугиклы

 

А как сложилась судьба флейты с отверстиями? Тут придется хорошенько разобраться. Во-первых, какой флейты — поперечной или продольной? Поперечная — это та, у которой отверстие для вдувания воздуха находится в одном ряду с отверстиями для пальцев. Ее держат поперек лица, несколько набок. Современный симфонический оркестр в своем составе имеет тоже поперечную флейту, только очень совершенную. А продольная флейта — это нечто другое. У башкир это «курай», у узбеков «най» (не путайте с молдавским), у белорусов «дудка», «флуэр» у молдован, «сопилка» у украинцев, «саламури» у грузин, «свирель» у русских. Можно еще перечислять названия продольных флейт многих народов мира. Но для того, чтобы понять, чем их устройство принципиально отличается от поперечных, вспомним всем известную русскую народную песню «Во поле береза стояла», вернее, то место в ней, где поется:

Срежу я с березы три пруточка,

Сделаю себе я три гудочка...

Песне   этой не одна сотня лет, исследователи  фольклора,  однако, относят ее к не очень древним. Но слова ее невольно возвращают нас к временам языческой Руси, когда по весне водили хороводы, приветствуя бога солнца Ярилу. Вот тогда-то, видимо, и были срезаны эти пруточки. А гудочки    (имеются в виду свистульки)   делались очень просто. Весной дерево просто наполнено    соком.   И  очень легко, кстати, не только у березы, а и у ольхи и у орешника, отделить всю толщу коры от сердцевины. А уж когда   сердцевина   вынута,   очень просто проделать отверстия и вставить пищик.   Вы, конечно, знаете, как устроен обыкновенный свисток. Такую   же   клювовидную   форму принимает и отверстие свирели. По преданию, на свирели   играл сын славянской богини любви Лады — Лель. Он тоже делал себе весной свирель из прутиков березы.

Итак, к группе духовых музыкальных инструментов относятся все те музыкальные инструменты, звук в которых образуется при помощи воздуха. Но мало было открыть, обнаружить способность струй   воздуха    издавать звуки.

Нужно было научиться управлять ими. Подсказала опять-таки сама природа: ветер свистел, заставлял дрожать и колебаться различные тонкие перепончатые предметы, усиливал и разносил звуки, издаваемые другими. Человек заметил, что ветер, гудящий в печной трубе или в большом дупле, издает низкие, басовитые звуки, а из узеньких стволов камыша или корабельных снастей раздаются звуки высокие, свистящие. Так постепенно появились не только разновидности духовых инструментов, отличающихся друг от друга способом звукоизвлечения, но и приспособления для получения звуков разной высоты.

Сорвите длинный стебель одуванчика, надкусите верхний его конец так, чтобы образовалось подобие пищика. Дуньте в него — и вот вам первобытный музыкальный инструмент. А теперь оторвите нижнюю половину стебля и снова дуньте: звук повысится. Почему? Потому что уменьшился столб воздуха в одуванчике, а всё, что меньше, звучит всегда выше. Значит, чтобы исполнять мелодии, состоящие из звуков разной высоты и длительности, нужны стебли (трубки) разной длины. Так была изобретена флейта Пана. Однако она имеет существенные недостатки: громоздкость, сложность изготовления и ипры, неудобство исполнения протяжных мелодий, большая затрата воздуха при вдувании. И вот кто-то первый додумался проделать на стволе инструмента голосовые отверстия.

Попробуйте и вы на вашем стебельке одуванчика   прорезать  несколько таких отверстий (пока приблизительного размера: около 5 мм в диаметре и на расстоянии 2 — 3 см друг от друга). Закройте их все пальцами и дуйте — получится самый низкий звук: ведь звучит весь столб воздуха, находящийся внутри трубки. Откройте теперь нижнее отверстие и дуньте: звук станет повыше (воздушный столб укоротился). Когда вы откроете все отверстия, ваш «инструмент» издаст самый высокий звук. По такому принципу и конструируются почти все духовые инструменты. Отличаются они друг от друга способом звукоизвлечения и теми непосредственными источниками звука, которые, собственно, и заставляют колебаться столб воздуха. В связи с этим всю группу духовых музыкальных инструментов делят на три семейства: свистящие, язычковые и амбушюрные.

Свистящие духовые инструменты

Семейство свистящих духовых народных инструментов — одно из самых древних и представительных. К нему относятся все духовые инструменты, звук которых образуется от свиста струи воздуха при рассечении о тот или иной специальный острый выступ. У флейты Пана и кугикл это сами края трубочек, у флейты поперечной — края вдувного отверстия, у флейт продольных, как правило, — клювовидные свистящие устройства наподобие обыкновенного свистка, каким мы забавляемся в детстве, а позже видим в руках милиционера или футбольного судьи.

Кугиклы или кувиклы, кувычки — это многоствольная флейта, русская разновидность флейты Пана. Изготовлялась обычно из стеблей куги (камыша). Годились для этой цели и другие растения — зонтичные травы с их трубчатыми стеблями или кустарники с мягкой сердцевиной, например, бузина. Хорош для всех вообще свистящих инструментов бамбук, а в наше время пластмассовые, эбонитовые и даже металлические трубки.

Комплект кугикл обычно состоит из 3—5 трубок одинакового диаметра, но разной длины (от 100 до 160 мм). Верхние концы стволов, в которые дуют, открыты; нижние закрыты. Стволы не скрепляются между собой, что позволяет их менять в зависимости от требуемого строя. Верхние, открытые концы инструмента располагаются на одной линии. Поднося их ко рту и поводя ими (или головой) из стороны в сторону, дуют на края срезов, извлекая, как правило, короткие, толчкообразные звуки.

Подстройка трубок производится по вышеописанному принципу: удлиняя ствол или высверливая его стенки, мы увеличиваем его объем и, следовательно, понижаем звук. Укорачивая ствол — повышаем. В народной практике редко прибегают к обрезыванию трубок, потому что ошибки в этом случае непоправимы. Для того, чтобы укорачивать звучащий столб воздуха, можно положить на дно трубки камешек, засыпать в нее песок или залить расплавленный воск. Все это в случае надобности можно быстро извлечь обратно, добавлять и убавлять более мелкими дозами. Еще лучше нижние концы трубок затыкать пробками. Передвигая пробки вверх или вниз, можно более точно регулировать строй и даже в случае надобности изменять его.

Играют на кугиклах только ансамблем, группой из трех-четырех исполнителей. Это чисто женский инструмент; в народной практике мужчины на кугиклах никогда не играли. Ансамблевая игра на кугиклах — сложное и своеобразное искусство. Как правило, такая игра носит живой, танцевальный характер и сопровождается припевками, приплясами. При этом отдельные кугикальницы не только дуют в дудочки, но в определенные промежутки делают своеобразные выкрики  («споукания»)   или прихлопывают в ладоши, притопывают, присвистывают, «ихают».

Хороши кугиклы в соединении с другими народными инструментами: жалейкой, свирелью, народной скрипкой.