Дрова. Редкий музыкальный инструмент делают не из дерева. Деревянные духовые, все струнные, баяны и гармоники, многочисленные ударные так или иначе связаны своей конструкцией с древесиной, которая почти во всех названных случаях играет роль резонатора. Но дерево не только помогает звучать другим телам, но и само может петь, издавать музыкальные звуки, то есть звуки определенной высоты. Для этого нужно нарезать бруски сухого, выдержанного дерева разной величины и затем подстроить их соответственно ступеням звуковой гаммы. По такому принципу сконструирован общеизвестный ксилофон (Ксило — дерево, фон — звук, звучащее дерево), инструмент яркий и колоритный.

Но в народе выдумщики и шутники изобрели свой ксилофон, более простой и любопытный. Представьте себе: на сцену выходит обыкновенный прохожий с вязанкой дров за спиной. Затем он раскладывает свои «дрова» перед собой и небольшими деревянными молоточками начинает играть на них веселые плясовые мелодии. А если к нему присоединяются другие музыканты с подобного рода инструментами, эффект будет большой и неожиданный. Все это в традициях русского скоморошества.

 

Не всякие дрова будут звучать хорошо, поэтому дадим несколько советов по изготовлению инструмента. Желательная порода дерева — клен, береза или ель. «Поленья» накалываются разной длины, но примерно одинаковой толщины. С одной стороны (назовем ее условно верхней, лицевой) полено нужно обстругать рубанком или ножом. При этом поверхность должна быть несколько округлой формы. Боковые стенки могут остаться необработанными, для большей достоверности «дров». А вот нижняя часть полена должна стать «душой» инструмента, над нею следует поработать тщательнее. Если верхнюю поверхность мы сделали выпуклой, то нижняя, наоборот, должна быть вогнутой. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы создать внутри бруска резонирующую  полость,  во-вторых,  для предстоящей его настройки. Как и в любом другом инструменте, строй, чистота и определенность каждого звука должны быть максимально близкими к идеалу. И если звучащий столб воздуха в духовом инструменте, струну в струнном   и  латунный   язычок   в пневматических настроить сравнительно просто, то брусок дерева с его менее определенным по высоте звуком — значительно сложнее. И все-таки попытаемся.

Вначале проверим, какая вообще нота извлекается из самого длинного полена.

Самое большое «полено» должно быть длиною 700—800 мм, шириною около 100 мм и толщиною около 30 мм. Размеры весьма приблизительные, ибо трудно предусмотреть все: плотность дерева, отдельные неровности бруска и прочее. Верхнюю часть сразу же сделаем слепка овальной и отшлифуем ее. В нижней части выдолбим углубление вдоль всего бруска, вначале небольшое. Затем разложим на столе толстую, канатообразную веревку, которой в дальнейшем можно будет связывать всю вязанку. Именно лежа на веревке (свободно, не закрепленно), отдельные поленья при ударе по ним будут звучать. В ином состоянии звук будет тут же гаснуть. Веревка должна проходить не под самыми концами полена, а примерно под каждой третью его длины. Лучше всего положение веревки найти опытным путем, то есть пробуя, в каких случаях звук получается более сильным, полным и чистым.

Итак, допустим произошло худшее: получился звук, не совпадающий ни с одним из тонов звукоряда, например, между си и до 1-й октавы. Для того, чтобы «дотянуть» до си, то есть понизить на четверть тона, следует несколько углубить нижнюю полость, вырезав из него часть дерева. Чтобы приблизиться к до, то есть повысить звук, следует подпилить грубым напильникам или ножовкой торцы бруска, то есть укоротить его. И то, и другое нужно делать осторожно, все время пробуя на слух происходящие изменения.

Допустим, мы подстроили наше полено под звук до. Следующее сразу же делаем миллиметров на 80 короче, обрабатываем снизу и сверху по аналогии с первым, кладем на веревку и извлекаем звук. Если он получился слишком далеким от ноты ре, то лучше вообще это полено отложить и заменить новым, близким по звучанию к желаемому звуку (мы подстраиваем все «дрова» под звуки до-мажорной гаммы). Дальнейшая настройка очередного бруска производится по вышеописанному принципу: углубляя выемку снизу — понижаем звук, уменьшая длину бруска — повышаем. Можно заготовить поленья, соответствующие полной хроматической гамме, то есть двенадцати звукам, и в зависимости от звукового состава мелодии раскладывать на столе нужное количество брусков.

Рядом — молоточки для извлечения звука. Такими же молоточками играют и на ксилофоне. Их можно купить в музыкальном магазине или изготовить самим. Материал, как и для дров, должен быть очень сухим, твердым.

Можно было бы много еще рассказывать о других самобытных народных ударных инструментах или различных предметах, превращенных в таковые. Играют, например, на цветочных горшках, бутылках с водой, на пиле, стиральной доске, высушенном бычьем пузыре с горохом и т. д. и т. п. Народ, как правило, не выдумывал ничего сложного, сверхъестественного. Все делалось из подручного материала, все было подсказано самой природой и тесно увязано с жизнью и бытом. Используя находки наших предков теперь, следует помнить о той обстановке, в которой обычно применялись эти затейные скоморошеские орудия. Мы имеем в виду народные праздники, гулянья, свадьбы. Поэтому в наши дни, демонстрируя инструменты со сцены, нужно играть на них весело, артистично, с задором и юмором, заботясь о том, чтобы инструмент не только услышали, но и увидели.