МАСТЕРА БАЯННОГО ИСКУССТВА

             ИВАН ПАНИЦКИЙ

С именем выдающегося баяниста Ивана Яковлевича Паницкого связано развитие баянного искусства в нашей стране. Паницкий относится к числу баянистов-самоучек, или самородков, как любовно называли их в народе. Музыкой начал заниматься в самом раннем возрасте, сначала на гармонике, а когда возможности её были исчерпаны и она перестала его удовлетворять , отец Яков Иванович ,заметив влечение сына к музыке, купил сыну баян, редкий и дорогой по тем временам инструмент. В дореволюционной России баянной школы не существовало, и постигать тайны этого  инструмента мальчику, потерявшему зрение,  приходилось самому или учиться по слуху от кого-либо. В 1920-х годах зарождалась баянная школа, которая считается одной из лучших и передовых школ мира. 1926 год стал памятным годом для всех баянистов в различных краях и областях страны были проведены впервые конкурсы среди лучших баянистов и гармонистов . На следующий год подобный конкурс был проведён и в Саратове, куда переехала в 1921 году семья Паницких из города Балакова. Участие в этом конкурсе приносит Паницкому "золотой жетон" и диплом первой степени. В свою конкурсную программу Паницкий включил произведения популярной классики и обработки народных мелодий.

    В 1936 году в Москве проходит первый всесоюзный смотр конкурс музыкантов-исполнителей на народных инструментах, и на этом конкурсе Паницкому присуждается первая премия и диплом. Членами жюри были отмечены обработки, сделанные самим исполнителем. В годы Великой Отечественной Войны Иван Яковлевич Паницкий выступал в концертных фронтовых бригадах. Популярность Паницкого в послевоенные годы была необычайно велика, его записи звучали по радио, выпускались пластинки, он много гастролировал по стране , каждый его приезд в тот или иной город был событием для баянистов.

      В 1940-х---1950-х годах музыканты других специальностей относились к баяну как сольному инструменту с недоверием, считая его уделом играть народные мелодии, и не более того. Паницкий же своим исполнительским искусством открыл для многих баян , убедив их втом , что этот инструмент имеет право на жанр сольного концерта и что у него большое будущее. Как-то, послушав игру Паницкого, Исаак Осипович Дунаевский сказал ему:"Я готов без конца слушать Вашу поэтическую игру. После встречи с вами баян для меня стал открытием". Велика заслуга Ивана Яковлевича Паницкого в деле создания педагогического и концертного репертуара для баяна. Многие баянисты соприкасаются с творчеством Паницкого в музыкальном училище или консерватории. Иван Яковлевич Паницкий был первым баянистом , которому в 1956 году  было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

                   БОРИС  ТИХОНОВ  

   Яркую страницу вписал своим талантом  и мастерством известный баянист и композитор Борис Ермилович Тихонов. Долгая и тесная творческая дружба связывала этого музыканта с эстрадным оркестром Всесоюзного радио и его руководителем Виктором Кушневицким. В конце 1940-х годов Б. Тихонов представил баян в совершенно новом сочетании, где на ряду с баяном звучат две гитары и контрабас. Это был первый квартет, созданный Б. Тихоновым. Вскоре вместо одной гитары он вводит кларнет- инструмент яркий техничный. с большим диапазоном, внёсший в звучание квартета новую окраску. Именно в таком составе запомнился баянистам старшего поколения этот инструментальный квартет, где партию кларнета исполнял Николай Назарук, гитары-- Алексей Кузнецов, контрабаса-- Павел Купрейшвили .

   Главной и неотложной задачей перед руководителем квартета стала проблема репертуара. Как композитор Тихонов успешно решает её, создавая одно за другим произведения для подобного ансамбля. Борис Ермилович Тихонов был большим мастером инструментальной миниатюры. Он создал из них целую галерею зарисовок, связанных с нашей жизнью и бытом. Название пьес указывают сами на это: "У моря", "Карусель", "Тополь", "На аэродроме". Вообще творчеству Тихонова присущи демократизм , жизнерадостность и оптимизм. Он хорошо ощущал дух и пульс времени, в котором жил.

    Тихонов постоянно занимался концертной деятельностью . Ему довелось побывать в различных уголках страны и за рубежом. Популярность его квартета была чрезвычайно велика; во многих городах страны , в подражание Тихонову , начали создаваться аналогичные инструментальные квартеты.

АНАТОЛИЙ ШАЛАЕВ И НИКОЛАЙ КРЫЛОВ

 

С исполнительским искусством А. Шалаева и Н. Крылова знакомы очень многие любителей баянной музыки. Этот дуэт был создан в 1943 году во фронтовой концертной бригаде и просуществовал без малого 40 лет . Ансамбль вписал яркую страницу в историю развития исполнительского  искусства игры на баяне. Вся творческая деятельность А. Шалаева и Н.Крылова была направлена на пропаганду баяна и, в частности, ансамблевого искусства. Их творческая биография во многом схожа с биографией первого народного трио баянистов: А. Кузнецова, Я.Попкова и А. Данилова. Подобно своим старшим коллегам, они через любимый в народе инструмент пропагандировали классическую и русскую народную музыку. Их активная концертная деятельность побуждала других баянистов к созданию подобных ансамблей. По всей стране начинают возникать дуэты и трио баянистов; переписывались от руки пьесы из репертуара этих  ансамблей.

            На протяжении всей творческой деятельности А. Шалаев и Н.Крылов, помимо сольных выступлений, аккомпанировали различным коллективам и солистам. Они тесно были связаны совместной творческой работой с Л. Зыкиной. Творчество Анатолия Шалаева как автора музыки для инструмента, которому он посвятил жизнь , хорошо знакомо баянистам и любителям баяна разных поколений. Его аранжировки народных песен и танцев стали своего рода баянной классикой, а авторское исполнение их является эталоном.

Виктор Гридин