Амбушюрные музыкальные инструменты

 

История пастушьего рожка

 

Трудно рассказать о всех красотах русского лета. К вечеру затихает природа. Ветер пропадает куда-то. Пахнет спелой рожью, сеном, хвоей, рекой. Тишина. Далеко слышно, как в соседней деревне брякнуло у колодца ведро, крякнула спросонок утка, заскрипела калитка... В такие минуты невольно чего-то ждешь. И тут... раздается звук пастушьего рожка. Это до того поражает неожиданностью, что не можешь понять, на чем играют. А может быть, кто-то поет? Тогда где слова?

Вот в такой тихий и теплый вечер шел по полю молодой столяр Николай Кондратьев к себе домой в деревню Симаково Владимирской губернии. Когда-то был он здесь подпаском у своего отца пастуха. «Учись играть на рожке! — говорил отец. — Будешь пастухом, платить будут больше вдвое против неиграющего». Но говорить этого было и не нужно. Мальчик тайком выводил на самодельном рожке песни, которых знал великое множество. Песни-то русские многозвучные, с подголосками. «Эх, два бы, да три рожечника! Сыграли бы вместе!»

А теперь стал он столяром, но на рожке играть не бросил. «Может быть, удастся собрать несколько пастухов или играющих подпасков, — думал он, шагая по полю. — Рожки-то я и сам теперь   отлично сработаю. Можно из березы или липы. Лучше, конечно, можжевеловые. Дерево это прочное, тугое, звук в нем вязнет, а исходит чистым... Сейчас все гармонь да гармонь, а раньше-то умелым рожечником вся деревня хвалилась!»

«Однако крепко кто-то на рожке песню выводит. Дай-ка подтяну!» И запел Николай чистым сильным голосом. Смолк рожечник, а потом повторил мелодию Кондратьева. Подошел столяр к костру, а вокруг него все мужики вроде незнакомые. Поздоровался. Оказалось, всех он их знает, и они его. Просто годы прошли, многие изменились. Бороды отпустили.

Сразу «хор» (так тогда называли любые ансамбли) из рожечников создать Николаю Васильевичу Кондратьеву не удалось. Мужики не хотели бросать землю, которая их кормила; «идти в артисты», как они говорили, было боязно. Собирались они, правда, часто и играли вместе старинные песни на много голосов. Но впоследствии все же удалось создать первый профессиональный ансамбль владимирских рожечников. Николай Васильевич Кондратьев стал его руководителем.

Русский рожок

 

Успех пришел сразу. На Всемирной промышленной выставке в Париже в 1884 году «Хор владимирских рожечников» имел, как писали в газетах, «бешеный успех». Последовали приглашения на гастроли в Брюссель и Берлин. Музыкальная Европа того времени смотрела на необычный ансамбль как на чудо. Начиная с 1890 год" длинные желтые кафтаны и поярковые шляпы рожечников Кондратьева постоянно можно было встретить на знаменитой Нижегородской ярмарке. Там же гастролировал и другой известный хор рожечников, созданный братьями Петром и Николаем Бахаревыми — знаменитыми солистами. Многие приезжали на ярмарку специально, чтобы послушать игру этих удивительных ансамблей. Большое впечатление произвела музыка владимирских рожечников на Максима Горького, который познакомился с музыкантами и был с ними дружен.

Что же представляли собой владимирские рожки?

По рассказам очевидцев, «длины в них не больше двух четвертей (примерно около 40 см). Толщиной они с узкого конца — в большой палец, а в раструбе — с донышко бутылки, пожалуй, поуже. Дырок шесть. Кое-где вокруг разными украшениями опоясаны или зубчики вырезаны». В репертуар входили народные песни, которые были известны участникам хора.

В хоре Николая Васильевича Кондратьева было 12 рожечников. Он делил их на три группы. Одна исполняла высокие подголоски, другая — основную мелодию в среднем регистре. Нижние подголоски игрались на басовых рожках, которые, в отличие от обыкновенных, имели длину четыре четверти (около 80 см). Каждый рожечник хора был в своем роде неповторимым музыкантом. К сожалению, записи, сделанные в то время на фонографе, не смогут должным образом донести до нас всей прелести и красоты рожечной музыки. В последний раз хоры владимирских рожечников выступали на открытии Всесоюзной сельскохозяйственной   выставки   в Москве в 1923 году. Но на этом история пастушьего рожка не кончается.

Известный музыкант Василий Васильевич Хватов, организатор оркестра при хоре имени Пятницкого, пригласил в оркестр владимирского пастуха — рожечника Николая Солодихина, к которому приставил опытного оркестрового музыканта Владимира Сизова. Владимир Сизов учил Солодихина музыкальной грамоте, а тот в свою очередь передавал Сизову свою манеру игры на рожке. Впоследствии оба они выучили игре на этом инструменте ряд других музыкантов. Так в оркестре хора появились владимирские рожки.

Рожки

 

Рожок принадлежит к семейству так называемых амбушюрных инструментов, то есть тех, звук которых образуется от вибрации самих губ, сложенных особым образом (слово амбушюр происходит от французского bouche — рот). В строгом смысле слова амбушюр используется всеми исполнителями и на других духовых инструментах (флейте, кларнете и т. д.). Но вибрация губ возможна только при соприкосновении со специальным наконечником, имеющим чашечку для губ, называемым мундштуком. Поэтому группу амбушюрных еще называют мундштучными.

В народной практике рожки изготовляются двояким способом. Первый заключается в том, что из деревянных заготовок выдалбливаются и затем вырезаются две половинки рожка в продольном разрезе, а  затем    склеиваются вместе   и крепко    обертываются    берестой. Второй предусматривает вытачивание цельного инструмента из сплошного   куска   дерева   на токарном станке. Внутренний  канал,  как у всякого духового инструмента, должен быть тщательно очищен и отшлифован.  Мундштук   может   составлять одно целое с рожком или вставляться в него. Чашечка мундштука  должна   быть  удобна для губ, неглубокая у рожков высокого тона — сопрановых,   более  продолговатая — у альтовых  и тенорных. Принцип  просверливания или прожигания  и  подстройка пальцевых отверстий у рожка тот же, что и у всех описанных нами выше инструментов.   Данные   на   рисунке на странице 38 размеры  сняты   с сопранового  рожка  в  строе  соль мажор.

Извлекать промежуточные хроматические звуки на рожках значительно легче, чем на свистящих и тем более язычковых. Объясняется это тем, что источник звука — губы, в отличие от свистка, трости или язычка, могут изменять свое положение и степень напряженно ста. Кто хоть когда-нибудь игра./ на пионерском горне, знает, как на до манипулировать губами и воз душной струей, чтобы изменить высоту звука. Ведь на горне вообще нет никаких пальцевых отверстий или других приспособлений дл: изменения высоты звука. Вот и на рожке в тех случаях, когда употребляется какой-либо промежуточный хроматический полутон его следует извлекать не пальцам} а губами, чуть больше сдвига их в чашечку при повышении или слегка расслабляя при понижении звука.

Манера и приемы игры на рожках и обычных медных инструментах духового или симфонического оркестра очень схожи. Поэтому освоение игры на рожке будет более доступно лицам, уже знакомым с принципами игры на амбушюрных инструментах, так же как игре на свирели значительно легче обучить флейтиста, на жалейке — кларнетиста, а на брёлке — гобоиста. Ведь именно народные инструменты явились прототипами почти всех современных инструментов.