духовые инструменты.                                                                                                                                                 Может быть, этот звук удивил охотника, и он задумался о его происхождении. А через много веков древние сделали открытие — появился свисток. Это открытие, как потом оказалось, было не менее гениальным, чем изобретение паруса. Но свободное время и достаток появились у древних значительно позже, и тогда-то человек позволил себе такую роскошь, как игра на флейте.А на трубе?Если вы заблудитесь в горах или в лесу, а ваши друзья где-то поблизости, вы, видимо, приложите ладони ко рту и станете кричать «ау!». И если вас услышат, то тоже приложат руки ко рту и закричат «ау!». Еще пример. Когда готовят к выступлению большую группу физкультурников, руководители — тренеры, режиссер — держат в руках рупор. А делается это для того же самого, для чего прикладывают ладони ко рту, когда кричат «ау»: чтобы было далеко слышно.Раструб рупора, как и ладони, направляет звук. Древние охотники, пастухи и воины, словом, все те, кому надо было общаться на расстоянии, заметили эту особенность. Но голосовые связки — довольно хрупкий инструмент. В туман, в мороз и ветер они могут просто отказать. А нельзя ли заменить голосовые связки, скажем, губами? Или какой-нибудь пластинкой или тросточкой? Оказалось, что можно. Если на дне раструба помещается мундштук — то это горн или рожок. А если колебание создает тростинка или пластинка, то это брёлка, жалейка, зурна. А название у них общее — духовые инструменты.Высверлить коническое отверстие в дереве не просто и сегодня. Но есть же естественные раструбы. Это рога и бивни. Мощными и длинными коническими рогами обладали древние туры, огромные быки. Когда в рога стали трубить, появился сигнальный рог.

Он в рог трубил,

что жилы на висках все вздулись!…

Увы! Чуть слышно рог трубит заветный...…

Сеньоры, — молвил Карл, — неладно там!

Роланда мы лишимся!

По звуку рога чувствую!

Событиям этим около двенадцати веков. О них рассказало нам одно из замечательных произведений французского эпоса — «Песнь о Роланде». Трагедия эта разыгралась в 778 году в Ронсенвальдском ущелье. Четыреста отборных воинов ринулись на храброго французского полководца. Он сражался до последнего дыхания. Пиренеи стали тогда щитом, вставшим на пути распространения Арабского Халифата. Воины Карла Великого во главе с легендарным Роландом в Ронсанвальдском ущелье задержали нашествие. Предательство погубило храброго рыцаря Роланда... Заветный рог Роланда, полученный им от Карла, назывался «Олифант» и был сделан из бивня слона. Это был единственный рог в войске, обладавший столь сильным звуком. Все остальные, а их насчитывалось, по данным историков, около 60 тысяч, были меньших размеров.

Войскам всегда были нужны сигнальные инструменты. Ведь связи, в ее теперешнем понимании, не было, и главным средством управления массой воинов были сигналы. Историки утверждают, что древние глиняные и даже металлические рожки или трубы были не только у финикийцев и в древних государствах Двуречья, но и в Египте.В 20-х годах нашего столетия английский археолог Картер раскопал знаменитую гробницу Тутанхамона. В ней нашли несметные сокровища. И среди массы золотых вещей был обнаружен скромный бронзовый предмет. Это была труба, которой около трех с половиной тысяч лет. Она необыкновенно изящна. Отделана чеканкой и расписана несмываемыми красками. Древний мастер сделал даже деревянную форму, предохраняющую трубу от вмятин. Форма вставлялась в трубу, заполняя пустоту. В таком виде инструмент можно было перевозить в походах, не боясь испортить. «Для поддержания отваги атакующих войск» имели трубу и древние греки при взятии знаменитой Трои около 1200 года до н. э. Александр Македонский тоже знал этот инструмент. В римском войске были трубы и металлические, и деревянные. Их называли буцинами. От римлян они перешли к германцам, принимая вид то металлической или деревянной трубы, то изогнутого рога, что не меняло ни назначения, ни сущности самого инструмента.Мы не знаем, были ли до XIII века на Руси металлические трубы. В 1216 году в знаменитой Липецкой битве Юрий Владимирский имел в своем войске 60 деревянных труб, а у Ярослава, его противника, их насчитывалось в войске 40. Трубы были и в войске Александра Невского и на Куликовом поле. В описании московского войска времен Ивана Грозного отмечалось «много трубачей, и если они по отеческому обычаю станут дуть в свои грубы все вместе и загудят, то можно услышать тогда некое удивительное и необычайное созвучие». Рог и трубы, по-видимому, в прошлом не различались. Даже есть целое семейство русских слов, происходящих от слова «труба» и имеющих отношение к игре на пастушьем рожке:«трубля» — сольная игра,«струбленность» — сыгранность, нескольких исполнителей  на  рожках,«затруб» — запев,«затрубиться» — забыться в игре, заиграться.

Но в дальнейшем история предоставила рогу и трубе совсем разные роли. Медная труба сегодня — один из основных инструментов в духовом оркестре (есть много ее разновидностей). Очень заметную роль играет она и в современном симфоническом оркестре. С детских лет всем знаком пионерский горн и фанфара. А рог, рожок? Это та же труба, но деревянная и с шестью отверстиями на корпусе, как у свирели. Но о рожке речь впереди.