Хохлома, Золотая хохлома!  

        Одна из самых известных росписей в России. Пожалуй не найдётся человек, который не держал в руках расписную деревянную ложку или не видел прекрасные и удивительно богатые по рисунку хохломские изделия. Но откуда появилась эта сказочно красивая роспись? Какой умелец придумал наносить серебро на дерево, а затем покрывать его лаком, добиваясь золотого свечения? Этому и посвящен материал, собранный в данной статье.
Роспись деревянной посуды появилась на Руси давно — в XVI в. Выпускали ее в больших количествах, сотнями, тысячами штук, так как дерево быстро изнашивалось, а в быту посуда необходима. Продавалась она "у Макария", в Москве и в Устюге Великом.

Зарождение хохломского промысла искусствоведы относят ко второй половине XVII в., связывая его со старообрядцами, бежавшими в Заволжские леса. Согласно легенде, первое поселение их возникло чудесным образом. Далеко на Севере, на Соловецком острове, стоял монастырь Зосимы и Савватия. Обитатели его не приняли нововведений Никона и подняли бунт. Было сюда направлено царское войско, и после долгой осады "соловецких сидельцев" в кандалах вывезли с острова на материк. Лишь одному старцу удалось бежать из-под царского караула. И как только вступил он в лесную чащу, увидел в воздухе икону, которая прежде находилась в монастыре. Летела та икона поверх леса, указывая старцу путь. Шел он за нею, и расступались пред ним деревья, высыхали непроходимые болота, валежник в сторону раскидывался.
Так и пришел старец в керженские леса, где и основал свое первое раскольническое поселение — скит.
Эта легенда объясняла, каким образом между заволжскими и северными старообрядцами возникла тесная связь, которая оказала большое влияние на искусство Хохломы.
Переселяясь в Заволжье, староверы привозили с собой не только иконы и книги, но и домашнюю утварь, являющуюся прекрасным образцом декоративно-прикладного искусства.
Так в Заволжских лесах на берегу Волги вырастали сначала небольшие, в один-два двора деревеньки, а затем стали строиться целые села. Место было удобное. На берегу реки устраивались ярмарки, на которые привозили товары и с севера, и с юга России.
Везли сюда изделия и с Урала, и с Украины, из Сибири и Азии.
Близость к большой реке и ярмарке создавали благоприятные условия для занятий различными промыслами и торговлей. Территория края была похожа на большую мастерскую. Жители Заволжских деревень, разбросанных в Нижегородской и Костромской губерниях, занимались различными промыслами. Крестьяне, производившие одни и те же вещи, селились рядом в близлежащих деревнях. И каждую неделю сбывали выработанную продукцию в крупном торговом селе. Сюда свозили изделия со всей округи. Приезжали из Костромы и Ветлуги, привозили разнообразные предметы с росписью и резьбой. Купить здесь можно было все, что необходимо в хозяйстве. Но особым спросом пользовался "щепной" товар — деревянные ложки, чашки, миски и т. п. Красильщики на таких ярмарках покупали деревянные заготовки и продавали свои изделия. Токари и ложкари обменивали свой товар на дерево для дальнейшей работы. Готовую продукцию покупали купцы, грузили ее на телеги летом или сани зимой и везли на ярмарку "к Макарию".
Каждое ремесло имело свою специфику, но общим у всех был ручной труд. Отработанные поколениями приемы привели к удивительной до виртуозности четкости рисунка, к совершенству мастерства, и порой повседневный предмет становился произведением декоративно-прикладного искусства.
Деревянные чашки, миски, поставки и прочую утварь точили токари. При большом количестве леса и малых речушек трудно было не заниматься этим промыслом. Крестьяне делали запруды и строили водяные токарни. Те, кто победнее, строили токарни в складчину на две — четыре семьи. Такая постройка представляла собой небольшую избу четыре на четыре метра с маленьким окном. На зиму для обогрева ставили печку, которая топилась по-черному, а чтобы дым быстрее выходил наружу, ее поворачивали устьем к двери. По стенам висели полки для хранения готовых изделий. К стене дома, которая была обращена к плотине, прикреплялось колесо с ковшами, за счет падения воды оно приводилось в действие. Через систему передач это колесо передавало движение станкам, находящимся внутри избы-токарни.
На таких станках опытные мастера изготавливали за день до сотни чашек. Это достигалось большой практикой. Все движения мастера были четко выверены. Загнав в патрон станка кряж — бревно длиной 70-80 см с одним заостренным концом, токарь приводил в движение станок. Затем округлым ножом с длинной рукояткой — "трубкой" снимал с заготовки кору и все неровности. Прямым ножом — "гладиль-ником" доводил ее до идеально цилиндрической формы. Затем размечал кряж на количество изделий, которое должно получиться. Опытный мастер эту операцию делал на глазок. Все части были идеально ровными. Это до-стигалось отработанным до автоматизма мастерством. После этой операции мастер приступал к самому ответственному — выводил форму изделия: закруглял стенки изделия, если это были чашки или миски, подрезал дно, ножом в виде крючка выбирал внутреннюю часть изделия. Самой последней операцией было заглаживание отточенной поверхности.
Не меньшей виртуозности требовала работа ковшечника или ложкаря. Мастер, вырезая из куска дерева ковш или чашу с ручками, заранее видел в нем либо лебедя, либо утку, а то и вовсе коня или какое-либо другое существо.
Особенно много в заволжских деревнях было ложкарей. Взяв деревянную баклушу, обтесывали, придавая ей форму лопаточки, обрубленной более круто со стороны черпачка и положе к черенку. Обработав наружную сторону ложки, приступали к выборке ее внутренней части. Затем вся поверхность ложки заглаживалась и полуфабрикат был готов.
Ложки выделывали целыми семьями. Готовую продукцию отдавали в окраску, а затем изделия продавали на ярмарках.
Свое название промысел расписной посуды получил от большого торгового села Хохлома, куда крестьяне свозили для продажи свой товар.
Окрашиванием деревянной посуды занимались первые переселенцы, жившие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы: Новопокровское, Семино, Хрящи, Кулигино. Среди них были и художники-иконописцы, и мастера рукописной миниатюры.
Вместе с техникой окраски в изделия проникли и рисунки орнамента, известные иконописцам. Особое распространение получил растительный орнамент, который послужил основой для формирования хохломских травных узоров. Нашли отражение и графические орнаменты с четкими линейными контурами и проработанными деталями. Некоторые мотивы были подсказаны рисунками с завитками, украшавшими заставки древних рукописей.
Таким образом, особенности орнаментальных узоров Хохломы возникли в результате слияния в промысле двух традиционных линий русского декоративного искусства, одна из которых восходила к орнаменту иконописи и рукописной миниатюры, а другая к ремеслам Древней Руси. На основе этого наследия произошло формирование уже нового искусства, связанного в своей дальнейшей судьбе с оформлением предметов быта.
Согласно старому преданию, начали в лесном Заволжье писать золотые чаши и братины, ложки и поставки, кандейки и солонки мастера-иконописцы., Уже в XVIII в. промысел широко распространился среди крестьянского населения и стал известен далеко за пределами страны.
Традиции неизменно передавались из поколения в поколение и ревностно оберегались от чужеродных влияний нового времени. Любили мастера исконные народные мотивы, близкие самым широким слоям крестьянского населения. "Из поколения в поколение писали они то, что переняли от отца и деда, что было близко и понятно. Но столь небольшая иконография образов, хранимых мастерами промысла, не стесняла их творческих возможностей. Писали каждый раз по-новому, словно пели песню".
Нарядно расписанная деревянная посуда не уступала по красоте царской. Но даже простую посуду нельзя было использовать неокрашенной, так как от горячей пищи она трескалась. Поэтому ее покрывали олифой. Расписанная посуда с использованием золота была также недолговечна, и к тому же бедный крестьянин не мог позволить себе ее покупать. А так хотелось, чтобы в доме было красиво. Вот и стали крестьяне думать, как сделать посуду такой, чтобы была не хуже боярской, а пользоваться ею могли и крестьяне.
Народные мастера решили эту задачу благодаря иконописцам из старообрядческой среды, владевшим древним приемом "вызолачивания" изделий. Не случайно основой росписи был золотой фон. Известно, что в глубокой древности у славян, а затем и на Руси серебро, а позже и золото применялось как символ света. Так было в произведениях народного искусства, в книжной миниатюре, иконописи. Искусствоведы предполагают, что именно от техники писания икон берет свое начало живописное искусство Хохломы.
В создании "хохломского золота" участвовало не одно поколение мастеров. Каждое из них вносило свою лепту в совершенствование этого неповторимого искусства. Первое, что было сделано для создания более дешевой и доступной посуды, — серебро было заменено оловом, которым покрывалось изделие снаружи и изнутри, хотя и этот материал создавал некоторые сложности (олово плавится при высокой температуре). Однако и с ними удалось справиться. Олово стали растирать в порошок и уже потом наносили на заготовку.
Длительное время потребовалось, чтобы изготовить нужного качества олифу, которая применялась в процессе росписи. Ее варили из льняного масла, добавляли свинцовый сурик, чтобы лучше сохла, золу, чтобы была светлая и звонкая. Варили долго, оттого и получалась она прочной и стойкой, не боялась горячей воды и предохраняла живопись от повреждений.
Сама техника хохломской окраски довольно трудоемка. Она связана с тепловой обработкой изделий и, соответственно, требует большого опыта от мастера. Благодаря такой технологии в XIX в. сложился и определенный ассортимент выпускаемой продукции:
Чаши, чашки, миски, мисы служили для питья и вторых блюд. Маленькие чашечки предназначались для детей.
Блюда были праздничной посудой. В них подавали на стол блины, пироги, рыбу. В более плоских подносили сладости, пряники и орехи. Широкие служили для подношения чарок с вином и квасом.
Ставцы состояли из двух чаш, одна из которых служила туловом, а другая — крышкой сосуда. Использовались ставцы чаще всего в монастырях, в связи с этим появилась пословица: "Всяк старец имеет свой ставец".
Ложки — самый употребительный товар. Их выделывали десятками тысяч. Самой распространенной была ложка "межеумок" с широкой и емкой, немного сплюснутой лопастью. Такая ложка имела большое значение для хозяина при семейной или артельной трапезе. Чем она больше зачерпнет, тем больше достанется ее хозяину. Немного поменьше была ложка "тонкая". От ложки "межеумка" она отличается более округлой лопастью. Короткая и округлая ручка таких ложек завершалась шишечкой, напоминавшей церковный купол — луковку. Наиболее дорогостоящей была ложка "баская" — красивая. Ее тонкая ручка с главкой постепенно расширялась и переходила в лопасть в виде повис-шей капельки.
Среди деревянной утвари можно особенно выделить праздничные сосуды, в которых подносились к столу различные напитки (квас, вино, пиво). Это братины, ендовы, чарки, ковши. Своими формами такая посуда напоминала фантастических птиц и коней. По сравнению с обеденной посудой, праздничной производили намного меньше.
Незаменимой на столе была солонка. Вместе с караваем хлеба соль участвовала в свадебном обряде, подносилась при встрече дорогих гостей. Поэтому солонку в виде вазочки на тонкой ножке с крышкой отделывали особенно тщательно.
Расписывали мастера и поставки, в которых хозяйки хранили запасы, а также квас и пиво. Делали их цилиндрической формы с крышкой, завершающейся шишечкой, "хватком", чтобы удобнее было открывать поставок.
Расписывали много другой домашней утвари.
Деревянные неокрашенные заготовки — "бельё", как называли их мастера, тщательно просушивали (около полумесяца, так как заготовки точились из сырого дерева), а затем покрывали тонким слоем раствора обычной глины, чтобы закрыть поры дерева. Такую глину мастера называли "валом", поэтому и сам процесс называли "ваплением". Глину растворяли в воде, руками разминали крупные кусочки, процеживали и получали раствор, по консистенции напо-минающий жидкую сметану. После того как вап был готов, лоскутом овечьей шкуры толстым слоем он наносился на изделие. Через некоторое время, когда раствор впитывался в древесину, операцию повторяли до образования глиняной корки, затем изделие ставили на доски и давали ему как следует высохнуть. Эта операция выполнялась для того, чтобы заготовка из древесины не впитывала в себя масло, которым обрабатывалось изделие при дальнейшем технологическом процессе. После тщательной просушки обмазанные глиной и высушенные изделия покрывали сырым льняным маслом, чтобы слой глины смешивался с ним, а затем после очередной просушки шлифовали. Такая операция была необходима для того, чтобы вогнать в поры дерева промасленную массу, а также удалить песчинки и излишки вапа. Отшлифованные изделия ставили для просушки в печь на всю ночь. Потом их покрывали олифой для создания масленой пленки и снова тщательно сушили. Эту операцию повторяли три-четыре раза. Проолифленные изделия были готовы к лужению.
Растерев олово в мелкий порошок, натирали им всю поверхность будущей посуды внутри и снаружи. После такой оригинальной операции посуда выглядела металлической и блестела как серебряная.
Только после того, как "бельё" было подготовлено, приступали к росписи. Художники работали кистями, которые готовили сами из беличьих хвостов и шерсти кошки. Узор наносился тонкими линиями черной или красной краской. Упругость кистей позволяла делать мазок то широким, насыщенным, то тонким, изящным. Чаще всего это был растительный орнамент, жанровых сцен мастера не писали.
Выбор элементов орнамента определялся назначением предмета. Массовые изделия украшали быстрее и проще. Однако и самым простым, лаконичным узорам мастер умел придать особую красоту.
На массовых изделиях орнамент был предельно строг. Цветовая гамма состояла всего из двух красок, хотя и простая чашка излучала суровую и строгую красоту.
В народных представлениях цветовой строй росписи имел непосредственное отношение к цвету неба и небесным явлениям: его свечению и румянцу. Красный цвет в народной символике понимался не только в значении красивого, прекрасного. Был он также символом огня, не случайно в народе его еще называли "жарким". В разговорном языке красным величали Месяц, Солнце и его лучи. "Узоры хохломской росписи не только омыты потоком света, но по природе своей сами светоносны. И словно чудное видение возникают они в дивном золотом сиянии."
Много места мастер оставлял золотому фону, который в сочетании с киноварью воздействовал с большой красочной силой. Такой стиль рождался в процессе массового производства посуды. Ранние изделия отличались не только простотой узоров, но и умением мастера совмещать их с формой предмета: ромб или розетка подчеркивали центр чашки, мазки вокруг края показывали пластичность ее изгиба.
При росписи массовых изделий использовали штампики. Это делало процесс росписи менее трудоемким и позволяло увеличить количество выпускаемой посуды. Штампики обычно вырезали из гриба дождевика. Предельно простым орнаментом и ог-раниченной цветовой гаммой художник придавал простой посуде величавую красоту.
Чаще всего штампиками украшали деревянные ложки, так как они были наиболее массовой продукцией. После лужения ложки кончик черенка окрашивали черной и л PI красной краской — делали "отляпку". Затем принимались за "описывание" лопасти. В середине ее наводили штампиком узор с лучистыми розетками — "репеечками" и кистью подписывали несколько лепестков.
Особенности хохломского орнамента складывались благодаря формам точеной деревянной посуды. Расписывая чашку или блюдце, художник четко выделял их дно, помещая в центр розетку с линиями, расходящимися от центра подобно солнечным лучам. На крупных предметах-блюдах и мисках — вокруг розетки рисовали квадрат или ромб с мягко закругленными углами. На поставцах и солонках, имеющих цилиндрическую форму, мастера создавали рисунки поднимающихся от земли побегов. Чем ниже высота изделия, тем напряженнее движение волны орнамента, обегающей его. Чем выше токарное изделие, тем круче волна, раскидистее ветви с кустиками. Вся поверхность предмета гармонично заполнялась орнаментом.
Праздничная посуда украшалась более затейливо и пышно.
Из тысячи ложек десяток — лицевых — расписывали особенно нарядно кистью. Вырисовывали на изделиях затейливые цветы и травки. Это был "лицевой" товар — он показывал умение красильщика. Особенно нарядными были праздничные блюда, бра-тины, ендовы, ковши, чарки и др. В этих изделиях и достигалось совершенство росписи. Нередко мастера расписывали посуду и по индивидуальным заказам. Конечно, иметь такую утварь могли себе позволить только достаточно богатые люди. На такой посуде художники иногда делали надписи.
Расписанную вещь вновь покрывали олифой и ставили закачиваться в горячую печь. Под воздействием высокой температуры лак темнел, становился желтовато-красным, благодаря чему металлический порошок (серебристый, а в последствии оловянный) под слоем лака приобретал золотистый блеск.
Как упоминалось, хохломские мастера работали семьями. С ранних лет ребенок приобщался к ремеслу красильщика. У более богатых семей были красильни. Но у большинства крестьян отдельного помещения не было, и они работали в избе, где жили. Часто изба заполнялась одурманивающим запахом горелого масла, так как обработка изделий происходила с применением олифы и закалки в печи.
Хотя в красильнях работать былс легче, но все же труд художников оставался очень тяжелым. После того как печь протапливали, из нее выгребали жар, а затем залезали внутрь, чтобы поставить посуду внутри печи. Делать это приходилось довольно быстро — пока не остыла печь. Для этого надевали на себя брюки, пиджак, сапоги, но когда вылезали из печи, одежда уже дымилась.
Производство посуды было разбросано по разным деревням. В одной деревне заготавливали древесину, в другой точили посуду и вырезали ложки, в третьей их расписывали. Разбросанные на многие километры в округе, деревни требовали человека, способного организовать производство деревянной расписной посуды. Таким человеком стал закупщик. Крестьянину удобнее было не самому везти товар на базар, а продать оптом одному человеку. У него же можно было купить заготовки — "бельё" для росписи. Так экономилось время для основной работы. Естественно, что на перепродаже изделий скупщики быстро наживались и становились фактическими хозяевами производства. Их дома сильно отличались от обычных деревенских построек и размерами, и внутренним убранством.
Наивысшего расцвета хохломской промысел достиг в XVIII — первой половине XIX в. Изделия его мастеров, выпускаемые миллионами штук и продаваемые на ярмарках Москвы, Новгорода, Великого Устюга, расходились по всей стране, вывозились в Европу и на Восток.
В это время складывается два типа письма:  "верховое"  и  "фоновое".
"Верховая" роспись велась пластичными мазками на пролуженной поверхности посуды, создавая великолепный ажурный рисунок. Классическим примером "верхового" письма может служить "травка". Когда сложился такой вид орнамента, неизвестно. Этот вопрос до сих пор интересует исследователей искусства Хохломы. Но ответить на него сложно, так как в сохранившихся изделиях с росписью, датированных второй половиной XIX в., орнамент предстает в таком совершенстве, что ученые приходят к выводу: история его ухо-дит в глубь веков.
Традиционный хохломской орнамент складывался на основе древнерусской культуры, проникшей в народное искусство с украшениями рукописных книг и икон. К искусству росписи по дереву ближе всего иконопись. Выше уже упоминалось, что художники, писавшие иконы, часто расписывали и бытовые вещи. Среди иконописцев выделялись художники, писавшие лики — "личники" и травы — "травщики". Вероятнее всего, благодаря этим художникам и сложился такой тип письма.
Для "фоновой" росписи было характерно применение черного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. Но такая цветовая гамма появилась в хохломской росписи не сразу. Она претерпела огромные изменения, с годами стала более лаконичной и торжественной. Исчезли белильные разживки, создававшие впечатление объемности формы, произошло ограничение красочной гаммы. Если раньше мастера употребляли белила, синюю, голубую, розовую, зеленую и коричневую краски, то постепенно основными цветами орнамента становятся красный, черный и золотой. Такое ограничение было вызвано не только тем, что эти краски не выгорали в печи при закалке, но и тем, что художники предпочитали сочетание этих цветов прежде всего в силу их особых декоративных качеств.
Искусство Хохломы формировалось как уникальный сплав живописи Древней Руси и местного традиционного мастерства. Заволжские мастера были не только прекрасными резчиками по дереву, удивительно легко и быстро резали ложки, но также прекрасно владели токарным ремеслом. Они бережно хранили рисунки древнейшего орнамента со знаками языческой солярной символики, среди которых были изображения солнца — символа плодородия и цветения природы. От народных ремесел мастера унаследовали классические формы токарной посуды и четкие по ритму композиции геометрического орнамента. А от иконо-писцев и художников книжной миниатюры — их живописную культуру, мастерство "тонкой кисти", технологию "золотой" окраски дерева.
Не всегда легко жилось хохломскому промыслу. Первый свой упадок он переживает со второй половины XIX в. Причиной этому послужило развитие промышленности в России. Деревянная посуда стала повсеместно вытесняться металлической и фарфоровой, более дешевой и долговечной. Цены на деревянную посуду резко упали. После реформы 1861 г. сильно возросла цена на лес. "... К началу нашего века, например, за тысячу окрашенных ложек вместо 25 рублей стали платить всего 1 рубль 30 копеек".
Понижение цены на деревянную посуду в конце концов привело к тому, что часть мастеров, разорившись, пошла просить милостыню, а оставшиеся работать на промысле вскоре оказались в полной зависимости от скупщика. Из двухсот токарен и красилен к концу XIX в. осталось немногим более пятидесяти. В наиболее выгодных условиях оказались мастера, имевшие свои красильни, где они в огромных печах закаливали не только посуду, а порой целые гарнитуры мебели.
К 70-м гг. XIX в. помимо посуды начали расписывать мебель, которую охотно покупали в России, Англии, Голландии, Франции и других странах. Расписывали не только столы, но и стулья, диваны, буфеты и прочую мебель.
Хотя мастера и не подписывали свои изделия, но до нас дошло несколько фамилий красильщиков, успешно работавших в конце XIX в. Это Леонид Павлович Бальсунов, Софья Ивановна Семенова, братья Подоговы — Анатолий, Николай и Никандр, а также семья Красильниковых из деревни Мокушино.
Возрождение промысла начинается после 1919 г., когда выходит декрет "О мерах содействия кустарной промышленности". Мастера объединяются в артели, которые в промысловой кооперации становятся новой формой организации труда. Однако, объединившись, мастера предпочитают работать в своих красильнях. Артель слу-жит только для централизованного снабжения материалами и сбыта готовой продукции. Постепенно артели укрупняются, художники работают в специально построенных для них новых, светлых цехах. Старые мастера Ф.Ф. и С.Ф.Красильниковы, А.М. Серов, Ф.А. Бедин, С.С. Юзиков передают молодежи свой опыт и знания в искусстве создания орнаментальной хохломской росписи. С течением времени формируются два основных центра по производству художественных изделий с огневой закалкой — это фабрика "Хохломской художник" в селе Семине и производственное художественное объединение "Хохломская роспись" в городе Семёнове. Наряду с этим вскоре после революции в Семёнове была организована школа-мастерская по художественной обработке дерева. Вскоре она расширилась и стала художественно-промышленным училищем, готовящим кадры для фабрик, производящих изделия с хохломской росписью.
Разнообразнее стала техника росписи. Если раньше преобладали изделия, написанные "верховым" письмом, то теперь стали много писать способом "под фон".
Второй упадок Хохломы приходится на годы Великой Отечественной войны. Большинство мастеров, способных держать оружие, ушли на фронт. Те, кто остались, — женщины и старики старались сохранить промысел. Днем они работали в поле, а вечером расписывали изделия. Старики учили искусству росписи молодежь, для этого в Семине открыли школу. Здесь обучали также и других умельцев — токарей и столяров.
В годы войны промысел потерял много талантливых художников и резчиков по дереву. Не стало А. М. Серова, А. Г. Подогова, С. С. Юзикова, Я. Д. Красильникова и многих других мастеров. В это время сократилось производство художественных изделий, так как во время войны больше производили товара, необходимого армии. И лишь к 1950-м гг. производство вновь набирает силу.
Постепенно меняется и ассортимент хохломского производства. Из обыденных предметов домашнего обихода оно превращается в производство сувениров, украшающих быт. Многие изделия являются подлинными сокровищами народного искусства России.
Современное оборудование позволило увеличить количество выпускаемой продукции. Е1о тем не менее до сих пор вручную резчики создают вещи удивительной красоты. Много потомственных мастеров работает на фабриках в Семино и Семенове. Лучшие из них внесли огромный вклад в развитие и совершенствование росписи. Среди них можно назвать А. С. Карпову, Е. В. Мосину, О. Н. Ве-селову А. Т. Куликову и др. Необычайно самобытно творчество Степана Павловича Веселова. Расписанные им вещи отличает новаторство, которое не расходится с традициями старой травной росписи. "В своем творчестве С. П. Веселов сочетает не только блестящее владение техникой, удивительную ясность художественного мышления, но и большое импровизаторское дарование" — так пишет о нем Г.П. Дурасов. Помимо этого Степан Павлович великолепный пе-дагог. Мягкий, добродушный, открыто делится своими знаниями и опытом с молодежью.
Многие мастера имеют своих учеников. Неопытный глаз не может определить, какому художнику принадлежит та или иная работа. Сами же мастера по неуловимым штрихам узнают руку автора. Ведь даже рядовые мастера, сидящие "на потоке", стараются не копировать созданные в творческой лаборатории орнаментальные узоры, а привносят в них что-то свое, неповторимое.
Способность мастеров писать тонкие вещи позволила семеновцам выпускать еще один вид продукции — это женские украшения — серьги, бусы, броши, браслеты.
Несмотря на все нынешние экономические трудности, промысел растет и развивается. Молодые мастера перенимают лучшие традиции у своих учителей и, не останавливаясь на этом, ищут новые формы изделий и орнаментальных композиций, которыми украшают различные изделия: посуду, мебель, подарки, рамки для портретов на заказ и мн. др.. Не раз хохломчане показывали свое искусство на российских и зарубежных выставках. И всегда оно было по достоинству оценено. Думается, что и дальше промысел не растеряет своих заслуг и мы еще не раз будем свидетелями удивительных находок и успехов.