Проблемы обучения:

Секретом не является, то что родители выбирают фору обучения для своего ребёнка, и хотят точно знать, что  их ожидает в недалёком будущем.  ( сможет или не сможет …, покупать или не покупать инструмент). Обучение в музыкальных школах строится,  таким образом, будто все выпускники непременно будут солистами – инструменталистами.  Престиж ученика зависит от того на сколько ловко он исполнит сольную программу. Такой укоренившийся « концертно – исполнительский» уклон не даёт школе выполнять своё основное предназначение – давать основной массе учащихся общее музыкальное образование, готовить их к активной игре на музыкальном инструменте. В результате, как уже неоднократно отмечалось, многие дети не выдерживают усиленной тренировки и бросают школу. А из тех, кто её окончил,  половина учащихся прекращает играть на инструменте. Поэтому родители хотят видеть своеобразные ориентиры, без которых можно впасть в крайности. Остановимся на некоторых пунктах воспитания начинающего музыканта. 

          Развитие творческих задатков у детей. Развивая у детейтворческие задатки,  нелепо стремиться сделать всех учащихся композиторами, но разбудить их фантазию просто необходимо. Поэтому главное здесь не результат творчества, не погоня за количеством сочинений, а сам процесс работы над ними. Творческие задания могут быть самые разнообразные: сочинить окончание мелодии придумать свой вариант предложенной педагогом пьесы, гармонизовать мелодию, сочинить мелодию не заданный аккомпанемент; придумать мелодии на заданные стихи, просто инструментальную пьесу. Как показывает практика, творческий потенциал проявляется очень рано у всех детей. Поэтому заниматься развитием этих задатков нужно со всеми учениками весь период обучения (особенно в таком обучении нуждаются слабые учащиеся), без суеты спешки, ограничиваясь одной-двумя пьесами в год.  Помимо того, что само творчество увлекает детей, оно самым благотворным образом влияет на характер исполнения: свои пьесы дети играют ярко, образно выразительно, технически свободно. Были случаи , когда активные занятия творчеством влекли за собой успех в освоении ещё одним инструментом, а это в свою очередь приводило к дальнейшему профессиональному обучению.

           Осознание сопричастности композиторскому труду, чувство сотворчества доставляет детям глубокое удовлетворение, музыкальный инструмент становится лучшим другом, которому можно доверить сокровенное, средством, позволяющим материализовать свои музыкальные замыслы, образы, фантазию. Стоит ли доказывать, что творческое начало, разбуженное и в определённой мере воспитанное у детей в условиях обучения в ансамбле, пригодится им в их будущей жизни, какие бы специальности они себе не выбрали?

Программа обучения игры на русских                                                                   народных инструментах.

Существует очень много разных русских народных инструментов. Самые известные это балалайка, домра, гусли, баян, ложки, трещ1тки, рожки , свирели, брёлки данный список можно продолжать долго. Поэтому хочется остановиться на определённых инструментах, таких как ложки. На первый взгляд  ничего интересного – простой предмет домашнего обихода (обычная ложка, которая была в каждом доме), но сколько возможностей она в себе таит. Ложка выступала, как инструмент, который всегда был под рукой, который мог сопровождать танцы, аккомпанировать пению даже мог быть солирующим инструментом, правда в руках мастера исполнителя. Этот прекрасный инструмент пришёл к нам из глубины веков, но даже во времена «электроники» в двадцать первом веке не сдаёт своих позиций. Теперь возникает ещё больший интерес к данному инструменту, к  проблемам обучения и построения самого процесса обучения. Образовательный процесс основывается на многовековых традициях русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, и  является особенно актуальным. Но в последнее время складывается ситуация, что музыкальное искусство, будучи под влиянием рыночных механизмов встаёт на путь коммерции, что ведёт к упрощению, ребёнок начинает принимать за музыку произведения современных авторов, чьё творчество и исполнение ограничивается незамысловатыми мелодиями, избитыми ритмами музыкальная жизнь таких произведений коротка, они сиюминутны и совершенно не долговечны(они создаются на потребу дня, если так можно высказаться). Маленького слушателя уже с раннего детства приучают (или проще сказать программируют) на одностороннее упрощённое миросозерцание. Избежать такой ситуации можно, если начальное музыкальное воспитание детей начинать с опоры на традиции народной музыки, и исполнительство на народных инструментах. Входя в мир народной музыки, ребёнок подсознательно будет ощущать тягу к исполнительству на народных инструментах, можно сказать, что он услышит « зов предков». Характерные для русской культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии будут его «пронизывать  насквозь», что позволит ребёнку осознать себя неотъемлемой частью своего общества и своей культуры. Доступность народных инструментов, привлекательность и лёгкость игры на них в ансамбле принесёт радость детям, создаст предпосылки для дальнейшего роста, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Воспитание ребёнка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыки её духовной культуры, желание детей играть на инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности это создание коллектива народных инструментов. Для этого на базе центра развития детей и взрослых «Феникс» организовывается ансамбль ложкарей «ТАРАРУШКИ». Методика обучения в данном коллективе будет строиться на  индивидуальном подходе к каждому конкретному ученику,( занятия музыкой должны приносить радость!). Кроме обучения игре на ложках, дополнительно возможно обучение игре на более сложных инструментах :

  • Свирель, жалейка, кувиклы, флейта «пана» (при таком непонятном названии это довольно постой, но очень интересный духовой музыкальный инструмент, который состоит из набора отдельных трубочек.), трещотки,  рубель (он тоже был когда то неотъемлемой частью домашнего обихода), всевозможные шаркунки, ещё на очень интересном инструменте «дрова»- это ударный инструмент по звуку напоминает ксилофон (внешне похож на разложенные поленья, звук из которых извлекается деревянными молоточками), колокольчиках, возможно обучение на баяне, аккордеоне, позже возможно обучение на бас балалайке (бас гитаре).

Новизна и отличие.

 

Новизной и отличительной особенностью данной программы является обучение игре на ложках, народных инструментах и      экспериментальных музыкальных инструментах (инструментах - самоделках) и приобщение детей к творческой деятельности. Вместе с детьми создаём ритмические и инструментальные импровизации, танцевальные композиции, не сложные игровые миниатюры, инсценировки, пробуем создавать музыкальную основу на старинные песенные стихи, былины, а также народные экспериментальные инструменты (самоделки). Самодельные инструменты изготавливаются из подручных материалов (трубчатых растений, баночек с наполнителем, из пуговок для одежды, деревянных линеек), проще сказать из всего, что может звучать.   Коллективные творческие проекты дети демонстрируют на народных праздниках, концертах, посиделках «на завалинке».

Основной формой занятия – является групповая форма.

Данные занятия проводятся по расписанию, которое согласовывается с администрацией. Оптимальные занятия ансамбля - это групповые занятия, которые проводятся   в свободное вечернее время один раз в неделю. Дополнительно проводятся индивидуальные занятия по расписанию, которое составляется с учетом возможности посещения ребёнком. Продолжительность занятий от 30 до двух академических часов (обязательно с перерывом) в 15-20 минут. Коллектив делится на три группы младшая средняя старшая. Репертуар подбирается для каждой группы индивидуально. Расширяя кругозор детей, даём знания о русском фольклоре  и в целом о русской народной культуре используем такие формы:

  1. Беседа;

  2. Рассматривание подлинных русских народных инструментов;

  3. Слушание звучание народных инструментов в исполнении профессионалов, а также ровесников, которые обучаются в музыкальных школах;

  4. Знакомство с русским национальным костюмом;

  5. Знакомство с промыслами;

  6. Рассматривание картинок, открыток, альбомов;

  7. Просмотр видео фильмов, прослушивание аудиокассет;

  8. Экскурсии;

  9. Организация фото выставок;

Изготовление своими руками экспериментальных инструментов (инструментов - самоделок).

Создание собственных приёмов игры на изготовленных инструментах.

С точки зрения театрализации, придумать, как их обыграть, чтобы они естественным образом влились в ткань исполняемого произведения.

Сейчас можно поговорить о целях, которые мы преследуем:

-  это обогащение духовной культуры детей по средствам игры на народных музыкальных инструментах.

 Задачи данной программы:

- Воспитание музыкальных, интеллектуальных, всесторонне развитых детей.

-расширять и обогащать знания детей (о быте, костюме, ремесле, художественных промыслах, народных праздниках и др.).

-Обучение основам техники игры на ложках и других народных инструментах, формирование необходимых навыков необходимых для дальнейшего совершенствования в игре на народных музыкальных  инструментах.

- Воспитание интереса, любви и потребности к занятиям музыкой.

- Пропаганда музыкальной культуры и искусства.

Направление работы:

-Знакомство с русскими народными инструментами (струнными, ударными, духовыми).

- Исполнение на народных инструментах знакомых произведений.

-Развитие творческих способностей. 

Принципы:

- заинтересованность детей.

- творческая направленность.

- познание через игру.

-максимальная реализация с учётом его индивидуальных способностей.

Деятели музыкального искусства о проблеме содержания обучения в музыкальной педагогике.

Б.Л. Яровский (1877-1942).

Советский музыковед, пианист, композитор, музыкально-общественный деятель.

      Необходимо ввести в программы обучения элемент творчества. Не должно делать всех музыкантов композиторами, но необходимо, чтобы  каждый мог произвести на языке своего искусства хотя бы простейшие выражение своих мыслей…. Элемент творчества должен войти в программы всех курсов, везде школа должна учить не толь читать написанное, но и говорить свои собственные слова. Классы специального обучения исполнению должны учить этому умению в плане мастерства исполнения, классы развития слуха и сознания – в плане обучения различным видам построения формы, классы слушания музыки – в плане умения уменья слушать не только мысли других, но и свои собственные «музыкальные мысли».    (Из истории советского музыкального образования: сборник материалов и документов 1917-1927.Л.; М.: Музыка, 1969.)

Б.В. Асафьев (1884-1949).

Советский музыковед, композитор, педагог, музыкально – общественный деятель. Один из  основоположников музыкознания.

    Единственным выходом, по существу оздоровляющим музыкальный детский инстинкт, является вызывание творческого дара: способности изобретения и комбинирования материала. Рядом с развитием полезных слуховых навыков через музыкально – исполнительскую работу… путь развития музыкально – творческих навыков составит необходимейший этап эволюции и, пожалуй, самый действенный. Профессионалы закричат: «Как, помилуйте, вызывать творчество? Без теории композиции? Без правил? Без учебников и руководств?» но их можно успокоить.  Никто на «ремесло»  композиторства не покушается.  Речь идёт только о вызывании музыкального инстинкта, который есть у большего числа  людей, чем это думают. Речь не идёт о выработке  спецов – композиторов. Воспитывать же музыкально - творческие навыки следует, во-первых, потому, что каждый, кто хоть немного ощутил в какой – либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить всё хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто  только пассивно воспринимает.  Музыкальное творчество не проявляется только в сочинении «сложных музык», оно гораздо многообразнее и                разветвлённее,  чем кажется.  Вызвать его - это значит, прежде всего, обратить внимание на то, что они поют и играют, то есть на музыкальный материал. Как это делать?

   Путей много .  зависят они от выбора импульса к творчеству. Последний и самый трудный путь – импровизация какой – либо песенки или пьески – должен стоять в конце, но не стоит мешать и раннему появлению такой способности, если она у кого-нибудь  окажется. Самый простой и элементарный импульс к творчеству – это заинтересовать детей изобретением подголосков или вариантов напева……

     Но самым необходимым делом в данном направлении я считаю развитие способности к импровизации. Творческий инстинкт проявляется у детей всегда в непременном стремлении меньше созерцать  или механически выполнять предначертанное, но охотнее самим участвовать и вносить своё.  Как приятно  оживлён ребёнок, когда он рассказывает о заинтересовавшем его событии, об испытанном приключении или излагает сочинённую им сказку.  И как, напротив, официально ведут себя дети, повторяя что-либо, против воли выученное.  Так происходит и в музыке.  Поэтому, как только накопится некоторое достаточное количество слуховых впечатлений, необходимо попробовать с ними импровизировать.  Может, конечно, случиться, что в данной группе или классе первые попытки не встретят соучастия, но отказываться от них не следует и через некоторое время вновь за них взяться……   

Надо только помнить, что суть дела вовсе не в том,   чтобы сочинять оригинальную музыку и выискивать вундеркиндов – композиторов, а в том, чтобы вызывать и воспитывать музыкально творческий инстинкт.   

( О  музыкально - творческих навыках у детей.  // Асафьев  Б.  Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.  Л.: Музыка, 1973г).

Г.Г. Нейгауз (1888 – 1964)

Гениальный пианист, педагог, автор работ о музыкальном исполнительстве.

   Я убеждён, что диалектически продуманная методика и школа должны охватывать все степени одарённости – от музыкально – дефективного, (ибо такой должен учиться музыке, музыка орудие культуры на ровне с другими) до стихийно гениального. Если методическая мысль сосредоточена на малом отрезке действительности («середняке»), то она ущербна, неполноценна и поэтому неправомочна. Если уж быть методистом (а методист обязан исследовать действительность), то быть им до конца, охватывать весь горизонт, а не вертеться в заколдованном кругу своей узкой системочки!  Правда это очень трудно! Хрестоматийная методика, дающая преимущественно рецептуру, так называемые твёрдые  правила, пусть даже верные и проверенные, будет всегда только примитивной, первоначальной, упрощённой методикой, нуждающейся поминутно при столкновении с реальной жизнью в развитии, додумывании, уточнении, одним словом – в диалектическом преобразовании. Практика педагогической работы…. в которой беспрерывно меняются и бесконечно разнообразные способы воздействия на ученика  при неуклонном сохранении направленности к цели, полностью подтверждает сказанное.

      Я уже говорил о том, что учитель игры на любом инструменте…. должен быть прежде учителем музыки, то есть её разъяснителем и толкователем. Особенно это необходимо на низших ступенях развития ученика: тут уж точно неизбежен комплексный метод преподавания, то есть учитель должен довести до ученика не только так называемое «содержание» произведения, не только заразить поэтическим образом, но и дать ему подробнейший анализ формы, структуры в целом и деталях, гармонии,  мелодии, полифонии, фортепианной фактуры, короче, он должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта (всё это, конечно в сжатом виде) и игры на фортепиано.

     Содержание работы:

Учебный материал, предусмотренный программой, распределён в определённой последовательности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей постепенно от занятия к занятию усложняется музыкальный материал. Поначалу необходимо заинтересовать ребёнка, развить желание заниматься в ансамбле и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских навыков. Для выработки ритмичной одновременной игры на музыкальных инструментах, овладения основами техники на занятиях можно использовать следующее:

-пальчиковые игры;

-дидактические игры;

-игры с палочками;

 - ритмические упражнения;

-соревнование между подгруппами;

- создание собственных приёмов игры на инструментах.

Весь образовательный цикл делится на три ступени исполнительского мастерства:

1 ступень – подготовительный этап (младшая группа).

2 ступень – средняя группа.

3 ступень – старшая группа (или основная концертирующая).

        Основные разделы программы взаимодействуют между собой и дополняют друг друга.  Например: в пении используются музыкальные инструменты для сопровождения. Слушая народную музыку дети, передают своё отношение к музыке и свои чувства через движения своего тела. Игру в оркестре дети украшают частушкой, речитативом, приговором и т.д. Предложенная программа является вариативной, комплексной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка  содержания и форм занятий, времени прохождения материала.  Данная программа рассчитана на начальное обучение с дошкольного возраста (верхний предел не ограничен) и является попыткой обновления содержания музыкального воспитания по разделу «игра на музыкальных инструментах».

       Ожидаемый результат обучения - это играть индивидуально в ансамбле, соблюдая ритм, применять навыки игры на двух – трёх ложках и других музыкальных инструментах. Слышать и понимать музыкальные произведения – его основную тему. Петь чисто мелодию и одновременно играть на музыкальном инструменте, ритмично двигаться соблюдая колорит и удаль русской души. Также понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в ансамбле.

       Формой подведения итогов реализации данной дополнительной программы являются: проведение родительских собраний последнее проводится в форме отчётного концерта, на котором родители имеют возможность наблюдать рост исполнительского мастерства своих детей. Помимо этого проводятся систематические индивидуальные консультации с родителями, дети которых нуждаются в них. Родители не являются отстранёнными участниками процесса обучения, они принимают непосредственное участие в досугах и развлечениях, помогают в оформлении зала, помогают в изготовлении новых инструментов, делают атрибуты, и шьют костюмы.